Болонский процесс

Великая Хартия европейских университетов

Динамика Болонского процесса

"Болонский процесс" получил своё название  19 июня  1999 года с подписания министрами, ответственными за образование в 29 европейских странах,    Болонской    декларации    о    создании    единого    европейского пространства высшего образования.
Официальные вехи Болонского процесса:
• Встреча европейских министров образования в Праге 2001 года.
• Конференция европейских министров образования в Берлине 2003 года.
• Конференция европейских министров образования в Бергене, Норвегия (2005 г.).

Государства - Участники

Обязательства участников
Страны присоединяются к Болонской конвенции на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на еебя определённые обязательства.
По срокам эти обязательства пока оформлены следующим образом:
• С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам ВУЗов стран-участников европейские приложения единого образца к диплому бакалавра или магистра.
• До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Обязательные параметры Болонского процесса
- Трёхуровневая система высшего образования.
- Академические кредиты ECTS, единые европейские оценки.
- Академическая мобильность студентов, преподавателей и административно-технического персонала ВУЗов.
- Европейское приложение к диплому.
- Контроль качества высшего образования.
- Создание единого европейского исследовательского пространства.

Рекомендательные параметры Болонского процесса
- Активная вовлечённость студентов.
- Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
- Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
- Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса
- Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
- Кредитно-модульная система.
- Дистанционное обучение, электронные курсы.
- Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Культура Болонского процесса. Трёхуровневая система высшего образования
• Вводятся три уровня высшего образования:
Первый уровень - бакалавариат (степень "бакалавр"). Второй уровень - магистратура (степень "магистр"). Третий уровень - докторантура (степень "доктор").
• Корректными в Болонском процессе признаны две модели:
(бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения) 3+2+3 или 4+1+3.
• Бакалавр - самодостаточное высшее образование первого уровня.
• Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
• Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.
• Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.
(Не предусматривается модель 4 + 1 «= специалист).
• Первая учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".

Медицинские ВУЗы, ВУЗы искусств и другие специальные ВУЗы (химические в Германии) могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.

Академические кредиты
• Академический кредит - единица трудоёмкости учебного труда студента.
• В семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.
• В учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.
• Для получения степени бакалавра нужно набрать 180 кредитов (три года обучения) или 240 кредитов (четыре года обучения).
• Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности 300 кредитов (пять лет обучения).
• Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным.
• Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).
• Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит.
• Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению ВУЗа.
• При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).
• Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
• Используется единая европейская шестибалльная система оценок:
А - "отлично" (10 процентов сдающих)
В - "очень хорошо" (25 процентов сдающих)
С - "хорошо" (30 процентов сдающих)
D - "удовлетворительно" (25 процентов сдающих)
Е - "посредственно" (10 процентов сдающих) F (FX) - "неудовлетворительно".

Академическая мобильность
• Студент должен проучиться в зарубежном ВУЗе семестр или учебный год.
• Он обучается на языке страны пребывания или на английском язьпсе; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.
• Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий ВУЗ денег за  обучение не берёт.
• Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).
• В базовом ВУЗе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не доедает никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.
• ВУЗ вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других ВУЗах без согласования с деканатом.
• Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

Европейское приложение к диплому
• Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.
• Приложение заполняется на языке страны базового ВУЗа и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).
• Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.
• Приложение может выдавать министерство образования или ВУЗ.

Контроль качества
• Министерство образования использует систему сертификации.
• ВУЗ контролирует качество обучения.
• ВУЗ контролирует весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачёт кредитов.
• ВУЗ контролирует качество заполнения европейского приложения.
• На заявительной основе возможен европейский контроль качества.

Автономность ВУЗа
• В существующих условиях ВУЗ сам определяет содержание обучения по уровням.
• ВУЗ сам определяет методику обучения.
• ВУЗ сам определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины).
• ВУЗ сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульнои системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).
• Срок завершения "болонских" преобразований - 2010 год -ориентировочный; вполне реально осуществить "обязательную программу" значительно быстрее.